Лес Сервис

Экспертиза проекта освоения лесов

Государственная (муниципальная) экспертиза освоения лесов (ЭПОЛ) в установленном законом порядке

Проекты освоения лесов (ПОЛ) являются одним из основных документов, которые описывают особенности пользования лесов на конкретном, отдельно взятом, лесном участке.

Разработанный проект должен пройти госэкспертизу в соответствии с установленным законодательством РФ (Лесным кодексом Российской Федерации, а также Приказом Минприроды России от 26.09.2016 496, и КоАП РФ).

  • Компания ООО «Лес Сервис» предоставляет полное сопровождение прохождения государственной экспертизы ПОЛ с внесением изменений в проект до получения заключения.

Задачи проведения экспертизы

Целью данной экспертизы является оценка соответствия ПОЛ нормам законодательства Российской Федерации, какими видами осваиваются леса, предусмотренные указанным проектом, а также лесохозяйственному регламенту лесничества, договору аренды лесного участка, лесопарка, лесному плану субъекта РФ.

Участники экспертизы проектов освоения лесов

ЭПОЛ проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте пять Порядка (Приказ Минприроды России от 26.09.2016 496), в пределах полномочий в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ.

Для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления назначают экспертные комиссии, в состав которых должны входить два представителя общественных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования.

Что такое Лесопользователь?

Лесопользователи — лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное/бессрочное пользование или в аренду, для того, чтобы была проведена экспертиза, подают письменное заявление с приложением ПОЛ, или изменений, внесенных в него, в органы государственной власти или органы местного самоуправления на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде. Еще они могут подавать указанное заявление в форме электронного документа (в электронном виде), подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети «Интернет», в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В самом заявлении указываются:

  1. Сведения о Лесопользователе: полное и/или сокращенное наименование субъекта, адрес места нахождения, банковские реквизиты для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, индивидуальный налоговый номер (ИНН), данные документа, который удостоверяет личность, для гражданина или ИП (индивидуального предпринимателя);
  2. Дата и номер регистрации договора аренды или права постоянного (бессрочного) пользования участком леса, кадастровый номер участка;
  3. Местоположение, площадь находящегося в пользовании участка леса, вид и срок использования лесов.

Сроки и порядок проведения экспертизы

На основании пункта 6 Приказа от 26.09.2016 496 представленные материалы регистрируются в органах государственной власти или органах местного самоуправления, которые в течение дня, начиная с даты регистрации материалов, проверяют их комплектность.

При несоблюдении требований, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, материалы возвращаются Лесопользователю в течение трех дней.

Соответственно пункту 5 статьи 89 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) проект государственной/муниципальной экспертизы освоения лесного участка проводится в течение не более чем тридцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган исполнительной власти, а также орган государственной власти субъекта РФ, или орган местного самоуправления.

Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десяти рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления ПОЛ в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Назначенная экспертная комиссия проводит анализ представленного ПОЛ и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесопарка, лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках экспертизы проектов освоения лесов проводится проверка оформления ПОЛ, которая включает следующее:

  • Соответствие структуры документа требованиям к составу ПОЛ;
  • Соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;
  • Правильность заполнения таблиц;
  • Наличие необходимых тематических и правильно оформленных лесных карт;
  • Терминологическая экспертиза — правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, а также соответствие текста правилам русского языка.

Проверка оформления проекта освоения лесов проводится в течение первых 5 рабочих дней срока экспертизы.

В случае выявления в ходе экспертизы замечаний по оформлению ПОЛ проект возвращается Лесопользователю для их устранения в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате заявления.

Сроком устранения вынесенных замечаний является пять рабочих дней. В ПОЛ делается отметка о его возвращении подающему лицу для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение.

Также Лесопользователь вправе отозвать проект освоения лесов в любое, до момента утверждения заключения экспертизы, время, обратившись в вышеописанные органы местного самоуправления или в органы государственной власти заявлением об отзыве в письменной форме.

Результаты проведения экспертизы

Финальный результат ЭПОЛ оформляется в виде заключения, которое утверждается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81–84 Лесного Кодекса Российской Федерации.

Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным

Положительное заключение ЭПОЛ оформляется в случае его соответствия нормам законодательства Российской Федерации, которые регулируют лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам их освоения, предусмотренных проектом освоения лесов или договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесопарка, лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия ПОЛ.

Отрицательное заключение ЭПОЛ оформляется в случае несоответствия ПОЛ вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на положения, которые противоречат законодательству Российской Федерации.

Если заключение отрицательное, то повторная экспертиза осуществляется комиссией в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченные орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления ПОЛ доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы.

Административная ответственность

Соответственно пункту 2 статьи 24 Лесного Кодекса Российской Федерации — ответственность за отсутствие проекта освоения лесов с положительным результатом является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Кроме того, согласно части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 800 (восьмисот) рублей до 2 000 (двух тысяч) рублей;
  • на должностных лиц — от 5 000 (пяти тысяч) до 10 000 (десяти тысяч) рублей;
  • на юридических лиц от 40 000 (сорока тысяч) до 80 000 (восьмидесяти тысяч) рублей.