Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

Замена лесного городского хозяйства на парковое ставит под угрозу экологическое состояние крупных городов

Издание "Российские лесные вести" опубликовало статью "Культура прет", автор Любовь Гоян:

"Замена лесного городского хозяйства на парковое ставит под угрозу экологию крупных городов?

Городские леса занимают 11 тыс. гектаров в Москве, около 18 тыс. гектаров в Санкт-Петербурге, 33 тыс. гектаров в Перми, более 150 тыс. гектаров в Сочи. Несмотря на их огромное значение в жизни городов, содержание и охрана городских лесов на сегодняшний день сопряжены с серьезными проблемами, которые ставят под угрозу сохранение этих оплотов экологии в условиях возрастающей урбанизации.

Лесной кодекс определяет городские леса как леса, находящиеся на землях населенных пунктов. Это определение весьма неточно и вызывает целый ряд вопросов. Связано это с тем, что используемый термин "городские леса" ориентирует на леса, расположенные исключительно в городских населенных пунктах, тогда как статья 83 Земельного кодекса среди населенных пунктов выделяет еще и сельские населенные пункты. Таким образом, Лесной кодекс и другие законодательные акты не раскрывают в полной мере понятия "городские леса", что приводит к неопределенности режима их охраны, устройства и использования. В связи с этим возникают возможности отчуждения этих лесов под различными предлогами и использования их в других целях.

Еще одна проблема - неопределенность формы собственности на городские леса в большинстве населенных пунктов. Существующая практика показывает, что городские леса могут находиться в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день определена форма собственности на городские леса только для наиболее крупных городов страны. Так, например, в городах федерального значения городские леса находятся в собственности субъектов Российской Федерации, что является вполне оправданным, так как в таких городах существует возможность финансировать содержание городских лесов из местного бюджета.

В остальных же случаях ситуация обстоит следующим образом: органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны нести расходы по содержанию городских лесов, находящихся в неразграниченной собственности, при этом компенсация указанных расходов муниципалитетам не предусматривается. Это негативно сказывается на эффективности управления и, как следствие, на сохранности лесов таких поселений.

В российской столице ситуация с городскими лесами также весьма непростая. После упразднения "Московского городского управления лесами" и образования вместо него "Московского городского управления особо охраняемыми природными территориями", подведомственного Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, управление городскими лесами в Москве стало сводиться к образованию на их территориях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различных категорий и дальнейшему их содержанию. Уже сегодня в Москве создана система из 118 ООПТ и ведется дальнейшая работа по формированию ООПТ на территориях города. Также в структуру управления городскими лесами (фактически особо охраняемыми природными территориями) города Москвы входят государственные природоохранные бюджетные учреждения "Управления ООПТ по административным округам", находящиеся в ведомственном подчинении Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Они призваны координировать работы по охране, содержанию и благоустройству природных территорий.

Практически на каждой такой территории существуют специальные природоохранные учреждения, отвечающие за состояние лесных массивов. Но зачастую они нанимают коммерческие организации, которые впоследствии осуществляют уход за лесами. К сожалению, далеко не всегда подобные наемные организации имеют опыт ведения лесного хозяйства, что, безусловно, не лучшим образом сказывается на состоянии объектов природы. Ситуацию способна исправить более активная позиция ГПБУ "Управлений ООПТ по административным округам". Необходимо строго отслеживать деятельность природоохранных учреждений на конкретных ООПТ города и не допускать к работам недостаточно компетентные организации.

- Существующее положение дел не обеспечивает надлежащий уровень и эффективность управления городскими лесами, - комментирует руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев. - В конечном счете, это отрицательно сказывается на состоянии и сохранности лесов. Наибольшие природные потери в последнее десятилетие городские леса понесли в связи с целенаправленным превращением лесной растительности в парковые насаждения: в Фили-Кунцевском лесопарке, Останкинской дубраве и Коломенском, но в особенно крупных масштабах - в лесопарке "Царицыно" (в результате реконструкции был утрачен 150-200-летний липняк).

Согласно новому Генеральному плану реконструкции и развития Москвы до 2025 года, в перспективе правительством Москвы планируется не только формирование ООПТ на имеющихся лесных массивах города, но и благоустройство всех лесопарков для нужд рекреации. Это подразумевает почти полную замену лесного хозяйства на парковое, что грозит полным уничтожением городских лесов как природных экосистем.

Как отмечают эксперты, городские леса выполняют важные средообразующие функции, играют неоценимую природоохранную роль для крупных городов. Леса способствуют переводу дождевых осадков и талых весенних вод в подземный сток. Городские леса создают особый микроклимат, очищают воздух от вредных примесей, пыли и насыщают его кислородом и фитонцидами, снижают уровень шума. Словом, имеют важное санитарно-гигиеническое значение для города и его пригородной зоны.

При этом городские леса, в отличие от парков, привносят в разы больший вклад в поддержание приемлемой экологической обстановки. Связано это не только с различием в площадях, но и с различным составом растительности. Значительная часть лесных древесных и кустарниковых пород не способна выдержать сильные рекреационные нагрузки, присущие парковым зонам. Более того, замена лесного городского хозяйства на парковое ставит под угрозу не только поддержание способности лесных массивов в полной мере выполнять защитные функции, но и сохранение реликтовых пород растений, а также может означать полную потерю значительной части фауны городских лесов.

Политика полного "окультуривания" городских лесов и "заточка" их исключительно под отдых граждан исключает сохранение большинства этих полезных функций лесных массивов города. Последствия подобной политики могут исключительно негативно сказаться на и без того неблагоприятной экологической обстановке крупных городов Российской Федерации.

Как отмечают в Рослесхозе, ступить на путь решения проблем, связанных с управлением городскими лесами, помогли бы такие меры, как закрепление в законодательстве положений, определяющих полномочия органов местного самоуправления по осуществлению организации использования, охраны и защиты городских лесов, а также определение форм собственности на все городские леса Российской Федерации. А со стороны городских властей могло бы положительно повлиять на экологическую ситуацию городов изменение взглядов на ведение рекреационного хозяйства в лесах - прежде всего, отказ от смены лесопаркового режима ведения хозяйства на парковый. Важной задачей правительств городов и субъектов Федерации является сохранение и поддержание в наилучшем состоянии городских лесов и лесов пригородных лесничеств."

http://www.wood.ru/ru/lonewsid-37163.html

Вернуться