Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

Справка об арендованных лесных участках для осуществления рекреационной деятельности по Московской области. Выдержки из лесного законодательства РФ. (Дрожжин В.М.)

Дрожжин В.М.

Справка об арендованных лесных участках для осуществления
рекреационной деятельности по Московской области
Выдержки из лесного законодательства РФ.


Москва 2008 г.


Перечень сокращений:
ЛК РФ – Лесной Кодекс Российской Федерации
ЗК РФ – Земельный Кодекс Российской Федерации
ГК РФ – Гражданский Кодекс Российской Федерации
МПР – Министерство Природных Ресурсов

Общие положения


Лесные отношения представляют собой самостоятельную сферу правового регулирования, а юридической формой данных отношений является лесное законодательство как отдельная отрасль в системе законодательства Российской Федерации.

В связи с этим ключевое значение в лесном законодательстве приобретает ЛК РФ, который в определенном смысле обладает приоритетом перед другими федеральными законами, регулирующими лесные отношения.

Вместе с тем приоритет ЛК РФ перед другими федеральными законами не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования, который определен в статье 3 ЛК РФ.

Лесное законодательство регулирует две группы отношений:
- лесные отношения;
- отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений.

В ЛК РФ прямо не определяется круг отношений, которые можно назвать лесными отношениями. Вместе с тем анализ различных норм ЛК РФ позволяет сказать, что таковыми следует, прежде всего, считать отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Статья 5 ЛК РФ прямо требует осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Следовательно, лесные отношения имеют сугубо ресурсную и экологическую природу.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

ЛК РФ лишь устанавливает в соответствии с общими правилами гражданского и земельного законодательства особенности гражданского оборота лесных участков и лесных насаждений.

Статья 4 ЛК РФ определяет круг участников лесных отношений, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), а ко второй – лесопользователи (граждане и юридические лица).

Следует подчеркнуть, что исходя из 10 основного принципа лесного законодательства (недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления), лесхозы преобразованы в 2007 году и не могут выступать как арендодатели в лесных отношениях.

Публичные образования выступают в лесных отношениях в двух качествах. С одной стороны, они являются собственниками земель, на которых расположены леса, а с другой – субъектами, от имени которых осуществляются властные полномочия.

В силу этих причин лесные отношения, в том числе в части участия в них публичных образований, могут регулироваться методами, свойственными как административному, так и гражданскому праву.

Отношения по использованию и охране земель лесного фонда, причем как лесных, так и нелесных, продолжают, как и раньше, входить в круг отношений, регулируемых лесным законодательством.

На землях лесного фонда и других землях, на которых располагаются лесничества и лесопарки (статья 23 ЛК РФ), разрешенное использование должно определяться лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.

В лесохозяйственных регламентах лесничеств и лесопарков указываются виды и параметры разрешенного использования (статья 87 ЛК РФ).

Важно помнить, что согласно статье 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда.

В статье 6 ЗК РФ под земельным участком предложено понимать часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» содержится точно такая же формулировка с весьма существенным добавлением: «а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка».

По мнению специалистов в области кадастрового учета, помимо внешних границ земельного участка у него есть и внутренние границы. Размер земельного участка характеризуется не просто площадью, а физической и геодезической площадями. Физическая площадь земельного участка определяется с учетом рельефа, в том числе склонов, оврагов, обрывов и других неровностей, и может измеряться в натуре. Геодезическая площадь земельного участка представляет собой площадь проекции границы участка на плоскость проекции.

Границы лесного участка требуется определять в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Данное требование означает, что границы лесного участка устанавливаются при их лесоустройстве и государственном кадастровом учете.

Лесные участки могут создаваться (формироваться) только на землях, где предусмотрено проведение лесоустройства.

Вопросы проектирования лесных участков и закрепления их границ на местности регулируются статьями 67-70 ЛК РФ и Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 №377 «О Правилах проведения лесоустройства».

Необходимость государственного кадастрового учета лесных участков диктуется, в том числе, нуждами государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ним. Без надлежащего описания и индивидуализации лесных участков она вряд ли может быть эффективной.

В новой редакции Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2010 г. допускается предоставлять гражданам и юридическим лицам лесные участки из земель лесного фонда, а также осуществлять приведение в соответствие с ЛК РФ договоров аренды и безвозмездного пользования участками лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Государственный учет возложен на органы государственной власти, уполномоченные вести государственный лесной реестр. Заключается данный учет в совершении действий по внесению в указанный реестр сведений, подтверждающих существование лесных участков. Эти сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который при необходимости может использоваться вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта. Например, он представляется для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Право собственности на лесные участки


Статья 8 ЛК РФ в части 1 предусматривает, что лесные участки из состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Установление федеральной собственности одновременно на земли лесного фонда и земельные участки из их состава фактически исключает возможность их приватизации или передачи в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как и ранее, соответствующая проблема может быть решена после перевода земель лесного фонда или земельных участков из их состава в другую категорию.

Необходимо особо отметить, что в связи с изданием ЛК РФ были внесены уточнения в статью 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не допускается установление частной собственности на земельные участки из состава земель лесного фонда.

Право аренды лесных участков


В ЛК РФ исчерпывающе определяется перечень вещных и обязательственных прав, которые могут возникать на лесных участках.

В гражданско-правовых отношениях носитель вещного права имеет возможность непосредственно, без содействия обязанных лиц воздействовать на вещь, в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, получают такую возможность лишь при содействие обязательного лица.

Права аренды на лесные участки относятся к обязательственным правам.

Права на лесные участки возникаю и прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Соответствующая норма логически вытекает из признания лесного участка разновидностью земельного участка, то есть недвижимым имуществом и объектом отношений, связанным с оборотом, то есть объектом гражданско-правовых отношений (статья 3 и 7 ЛК РФ).

Главной особенностью возникновения прав на лесные участки является их привязка к видам использования лесов (в данном случае осуществление рекреационной деятельности).

В свою очередь, главной особенностью прекращения прав на лесные участки выступает связь такой меры с выполнением лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. Несоблюдение данных требований влечет за собой принудительное прекращение прав на лесные участки (статьи 24, 51 и 64 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 72 ЛК РФ, договор аренды лесного участка заключается сроком от 10 до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом.

Лесное законодательство не вводит ограничений прав арендатора лесного участка, предусмотренных в части 2 статьи 615 ГК РФ.

В связи с этим арендатор лесного участка вправе с согласия арендодателя:
- сдавать лесной участок в субаренду (поднаем);
- передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другому лицу (перенаем);
- предоставлять арендованный лесной участок в безвоздмездное срочное пользование;
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

До приведения в соответствие с ЛК РФ договора аренды участка лесного фонда, заключенного до 1 января 2007 года, арендатору запрещено осуществлять указанные выше права (статья 5 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ).

Рубки лесных насаждений


ЛК РФ рассматривает рубки лесных насаждений как одну из технологических операций, которые осуществляются при использование, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Понятие «рубки лесных насаждений» следует применять в широком смысле. В некоторых случаях рубки лесных насаждений, будучи по своей сути технологической операцией, не являются частью лесозаготовительного производства, ухода за лесами и т.д.

Частью 2 статьи 16 ЛК РФ предусматривается для заготовки древесины, если иное не установлено ЛК РФ, допускается осуществление рубок:
- спелых, перестойных лесных насаждений;
- средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
- лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.

Помимо сплошных и выборочных рубок для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов рекреации правилами заготовки древесины допускается проведение прочих рубок (пункт 3 раздел «в»).

Новое лесное законодательство требует порядок проведения рубок устанавливать с учетом того, что они могут являться лишь частью единого технологического процесса, который осуществляется при использование лесов.

Именно поэтому, в соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений необходимо решать исключительно в соответствии с названными правилами: заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах, пожарной безопасности в лесах, ухода за лесами.

Положения части 3 статьи 16 ЛК РФ не означают, что вопросы рубок лесных насаждений необходимо решать исключительно в соответствии с названными правилами.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утверждены приказом МПР России от 24.04.2007 г. №108) допускают размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии – на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов. В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов.

Законодатель указал, что вырубка деревьев, кустарников и лиан допускается не только при строительстве, но также и при реконструкции и эксплуатации зданий, строений и сооружений.

Пункт 5 статьи 21 ЛК РФ «В целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов». Хотя в части 5 статьи 21 ЛК РФ упоминается о вырубке деревьев только для определенных целей, это не должно расцениваться как запрет на проведение этих вырубок в других случаях.

Пункт 2 статьи 105 ЛК РФ «Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений».

Пункт 4 статьи 105 ЛК РФ «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участков лесов (утверждены приказом МПР России от 22.01.2008 г. №13) допускают проведение рубок ухода за лесом, санитарных рубок и прочих рубок, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также настоящими Особенностями.

Возведение временных построек на арендованных лесных участках


Пункт 1 статьи 41 ЛК РФ «Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности».

Рекреационная деятельность рассматривается в ЛК РФ как любая деятельность, имеющая отношение к организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что допускается использование лесов в целях организации, а не только осуществления отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Этот базовый признак отграничивает рассматриваемый вид использования лесов от так называемого неорганизованного отдыха граждан, в том числе в рамках реализации предусмотренного статьей 11 ЛК РФ права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах.

Серьезной новеллой в правовом регулировании вопросов рекреационного использования лесов является разрешение в некоторых случаях возведения физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

В статье 2 Федерального закона от 29.04.1999 № 80-ФЗ физкультурно-оздоровительными, спортивными и спортивно-техническими сооружениями названы объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.

Такими сооружениями являются стадионы, плавательные бассейны и т.д., включая технологически связанные с ними объекты: котельные, линии связи, электропередачи и др. Эти сооружения не являются временными постройками. Они относятся к объектам капитального строительства.

В связи с этим в части 2 статьи 41 ЛК РФ предусмотрено, что возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений возможно, если оно предусмотрено лесным планом субъекта Российской Федерации.

Лесной план субъекта Российской Федерации – это документ лесного планирования, в котором определяются цели, задачи и мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такового освоения.

Разрабатывается лесной план субъекта Российской Федерации в порядке, установленным Положением о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.2007 г. №246. Для Московской области лесной план находиться в стадии разработки.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утверждены приказом МПР России от 24.04.2007 г. №108) допускают возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.)

Вернуться