Лес Сервис

Резолюция всероссийского совещания «Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2013 году и задачи на 2014 год»

РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийского совещания
«Основные итоги работы лесного хозяйства
Российской Федерации в 2013 году и задачи на 2014 год»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Актовый зал

г. Москва 06 марта 2014 года

Участники Всероссийского совещания «Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2013 году и задачи на 2014 год», представляющие все регионы России, руководители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, главы субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представителей органов исполнительной власти Российской Федерации, работники федеральных и региональных органов государственной исполнительной власти в области лесных отношений, представители бизнес-сообщества, общественных организаций и науки, специалисты лесного хозяйства, заслушав и обсудив доклады и выступления, отметили следующие положения.

2013 год стал переломным для лесного хозяйства нашей страны. Принят ряд принципиально важных для отрасли документов:

  • Основы Государственной лесной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов до 2030 года;
  • Закон об учете заготовленной древесины и сделок с ней;
  • Государственной Думой принят закон о специализированных организациях;
  • Рослесхозом совместно с Минприроды России разработано 7 проектов новых федеральных законов, которые направлены на сохранение лесов, переход к интенсивной модели использования и воспроизводства лесов, повышению эффективности организации тушения лесных пожаров, развитию глубокой переработки древесины, созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса;
  • До конца года в законодательство будут внесены изменения, которые сократят в 5-7 раз сроки санитарных мероприятий по борьбе с короедом и другими вредителями леса.

Правительством Российской Федерации утвержден план реализации Госпрограммы до 2015 года. Сохранена система финансирование лесного хозяйства, которое выделено из состава Единой субвенции региональным бюджетам. Участниками совещания был отмечен высокий уровень рассмотрения и принятия решений по вопросам развития лесного законодательства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

На совещании было отмечено, что в целом по отрасли плановые показатели 2013 года были успешно выполнены. По сравнению с 2012 годом количество пожаров уменьшилось почти в 2 раза. Площадь, пройденная огнем, уменьшилась в 1,6 раз. Ущерб от лесных пожаров сократился в 6 раз.

Плановые показатели по лесовосстановлению выполнены и обеспечили баланс выбытия и воспроизводства лесов. Лесовосстановление проведено на площади 870 тыс. га. В том числе лесные культуры созданы на площади 184,6 тыс. га.
Для определения количественных и качественных характеристик лесов на площади 21,8 млн.га в 28 субъектах Российской Федерации заложено 2428 постоянных пробных площадей.
В 2013 году лесными инспекторами выявлено 51,2 тыс. случаев нарушения лесного законодательства.
Участники совещания обсудили перспективы подготовки к пожароопасному сезону 2014 года, проведения лесоустроительных работ, планы по лесовосстановлению, охране, защите, воспроизводству лесов и организации лесопользования.

Участники Всероссийского совещания, в интересах развития лесного хозяйства и совершенствования лесных отношений, при осуществлении деятельности в лесной отрасли всех заинтересованных органов государственной власти, общественных организаций и бизнес - сообщества, рекомендуют:

1. Признать реализацию Федерального закона «Об учете заготовленной древесины и сделок с ней» приоритетной задачей на 2014 год.

В охране лесов от пожаров:

2. Ввести зонирование лесного фонда по зонам экономической и экологической целесообразности применения авиационных и наземных сил и средств пожаротушения;

3. Принять меры по персонализации ответственности при проведении мероприятий в рамках выполнения Правил пожарной безопасности не только на землях лесного фонда, но и землях иных категорий;

4. Создать механизмы экономического стимулирования вовлечения муниципалитетов и общественности в работу по профилактике лесных пожаров.

В защите лесов от вредителей и болезней леса:

5. Предусмотреть сокращение сроков вовлечения в хозяйственный оборот погибших насаждений;

6. Запланировать создание системы прогнозирования, оперативного выявления и локализации очагов вредителей и болезней;

7. Принять меры по персонализации ответственности за назначение санитарно-оздоровительных мероприятий и их выполнение.

В лесовосстановлении:

8. Принять меры для обеспечения положительного баланса между рубкой и воспроизводством лесов;

9. Признать целесообразным переход на контракты жизненного цикла по выполнению мероприятий по воспроизводству лесов.

В использовании лесов:

10. Признать необходимым переход на интенсивную модель лесопользования и воспроизводства лесов;

11. Проработать механизмы создания рынков сбыта для реализации низкотоварной древесины и отходов лесопереработки;

12. Предложить меры по созданию нормативно-правового механизма, обеспечивающего безусловное выполнение договорных обязательств арендаторами лесных участков.

В лесном контроле и надзоре:

13. Предусмотреть создание системы сквозного лесного надзора в рамках контроля за эффективностью исполнения переданных полномочий в области лесных отношений.

В экономике лесного хозяйства:

14. Осуществлять дальнейшее совершенствование ценовой политики в лесном хозяйстве, в том числе в отношении арендной платы;

15. Провести актуализацию и утверждение нормативов затрат в лесном хозяйстве;

16. Усовершенствовать Методику распределения лесных субвенций в части изменения экономических подходов: от распределения имеющихся финансовых ресурсов к определению необходимого уровня финансирования;

17. Признать, что лесной план субъекта Российской Федерации должен стать Стратегией развития лесного сектора экономики региона, основывающейся на приоритетах и целях Основ государственной политики.

В лесоустройстве:

18. Предусмотреть создание института профессиональных инженеров-таксаторов, имеющих право проводить лесоустроительные работы;

19. Довести к 2020 году доли площади лесов с давностью материалов лесоустройства не более 10 лет до 31%;

20. Рекомендовать проведение лесоустройства на лесных участках до предоставления их в аренду;

21. Рекомендовать внедрение в технологию лесоустройства ДЗЗ высокого и сверхвысокого разрешения, включая цифровую, мультиспектральную и радарную съемки.

В лесной науке, образовании и кадровой политике:

22. Признать, что основным критерием для согласования на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, должно стать наличие профильного лесного образования;

23. Рекомендовать необходимость стимулирования инновационных исследований с последующим внедрением инновационной научно-технической продукции в реальное производство;

24. Разработать комплекс мер по созданию условий для прихода молодых специалистов в лесную отрасль.