Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

Бывший мэр Москвы Лужков отрицает свою вину в принятии решения о прокладке автомагистрали через Химкинский лес

Бывший мэр Москвы Ю.М.Лужков отрицает свою вину в принятии решения о прокладке платной скоростной автомагистрали через Химкинский лес, и отвергает высказанные Президентом Д.А.Медведевым в его адрес обвинения. А пока "политики" спорят, кто виноват в выборе наихудшего варианта строительства автомагистрали, незаконные работы, ведущие к уничтожению Химкинского леса, продолжаются.

8 июня 2011 года во время встречи Д.А.Медведева с представителями российских неправительственных природоохранных организаций директор Гринпис России С.А.Цыпленков в очередной раз поднял вопрос о незаконности строительства скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес. В ответ на это Д.А.Медведев сказал следующее (цитируется по официальной стенограмме):

Д.МЕДВЕДЕВ: ... Вы обозначили ещё одну тему, которая связана с целым рядом резонансных экологических проблем или вопросов, которые обсуждались экологической общественностью, да и вообще общественностью в прошлом году, тот же самый Химкинский лес. Я аргументы, которые приводились, повторять не буду. Я считаю, что моё вмешательство было необходимым. Почему? Потому что: а) я хотел сам разобраться вообще, что это такое, потому что очень разноречивая информация; и б) посмотреть, что можно сделать. Вы, наверное, можете быть со мной не согласны, что не существует альтернативного сценария. Вы знаете, я вам прямо скажу, откровенно абсолютно: я когда это всё приостановил, я на 90 процентов был уверен, что можно запустить альтернативный сценарий строительства дороги. И я проводил специально несколько встреч и со своими экспертами, потом позвал экспертов-экологов. И, к сожалению, я убедился в том, что ввиду того, какие решения до этого были приняты (они тоже не катастрофические, они восполнимые с точки зрения экологического ущерба), изменить их сегодня невозможно. Для меня самого это было неприятно. Но я хотя бы в этом убедился после того, как послушал в том числе и выступление экологов. Хотя, конечно, остались люди, которые находятся на прежней позиции, полагая, что этого в принципе не должно быть.

Но в любом случае это положительный пример того – и я считаю, что даже в сигнальном плане это было правильно, – что не бывает таких ситуаций, когда общественность говорит-говорит, а государство на это всё плюёт. Это всё-таки привело в чувство значительное число чиновников.

Знаете, я потом разговаривал с нашими транспортниками, они говорят: «Слушайте, – коллеги, которые там занимаются, – ну как же мы теперь работать-то будем? Нам же сейчас вообще кислород перекроют. Вот мы туда пойдём – скажут: здесь нельзя, сюда пойдём – здесь нельзя». А я говорю: «Ну вот так вот, надо договариваться. Надо смотреть за тем, какие проекты изначально составляются. Нужно принимать более разумные, более выверенные решения, открытые решения, не продавливать их». Ведь мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Просто потому, что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен Правительством Российской Федерации. Москва сказала «нет».

Но я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано. Все вы знаете почему. Проблема в том, что прошло определённое время. И уже был нанесён довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были. И именно поэтому альтернативный сценарий, к сожалению, не имел особого смысла, особой перспективы. Но смысл или, скажем, внимание, которое к этой теме оказалось сконцентрировано, привлечено, мне кажется, дорогого стоит, потому что всё-таки я считаю, что сегодня вот таким образом продавливать решения ни государство, ни бизнес не может. Всё должно быть гораздо более открыто и существенно лучше просчитано. В то же время я хотел бы и Вам об этом сказать, и всем коллегам, которые здесь присутствуют, я считаю, что несправедливо концентрировать внимание только на одной теме. Давайте скажем откровенно: Химкинский лес – это тема известная всей стране сейчас в силу того, что много было разговоров, Президент вмешался, остановили. Но сколько у нас таких химкинских лесов?

РЕПЛИКА: Тысячи.

Д.МЕДВЕДЕВ: Об этом и речь. И поэтому я считаю, что должен быть баланс, и вот вы, я имею в виду всех здесь присутствующих, кто живёт в наших регионах, не только в Москве, должны о своих проблемах так же громко заявлять. Потому что иначе возникает ощущение, что вся жизнь концентрируется в пределах Садового кольца или в пределах Москвы и её окрестностей, здесь основные экологические проблемы, здесь основные экологические преступления, а всё остальное по всей территории страны – там всё великолепно, тишь и благодать. Хотя мы все люди здравомыслящие здесь, понимаем, что Химкинский лес – это по сравнению со многими экологическими проблемами, в общем, не такая большая сложность. И я в этом плане призываю вас быть максимально последовательными и твёрдыми в отстаивании своих убеждений. Наверное, пожалуй, пока всё.

BBC, со ссылкой на Интерфакс, приводит слова Ю.М.Лужкова, сказанные по поводу заявления Медведева:

"Помощники президента страны вложили в его уста информацию, совершенно не соответствующую действительности и фактам, которые были реально определяющими для строительства трассы".

Как бы то ни было, неправовое решение о выводе земель из состава Химкинского лесопарка было принято Правительством Российской Федерации, и конкретно его председателем В.В.Путиным.

Медведев, к сожалению, все-таки не в курсе ситуации с Химкинским лесом, или делает вид, что не в курсе.

Во-первых, в истории с Химкинским лесом как раз происходит то, что Медведев вроде бы считает неправильным - "общественность говорит-говорит, а государство на это всё плюёт". Государство именно плюет на общественность, вообще не внося никаких изменений в свои планы, связанные со строительством трассы через Химкинский лес, а "компенсационные мероприятия" используя лишь как повод для очередного распила бюджетных денег (ни одного гектара нового леса в соответствии с планами этих мероприятий в Подмосковье не появится).

Во-вторых, он ошибочно полагает, что "уже был нанесён довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были". Конечно, ущерб тем насаждениям, которые находятся непосредственно на оси трассы, был нанесен значительный (эти насаждения были уничтожены), но пока они составляют лишь 5% от общей площади Химкинского леса. Основной ущерб еще не нанесен, а тот, который нанесен, пока вполне можно компенсировать.

Убежденность Д.А.Медведева в том, что изменить принятые решения по строительству трассы через Химкинский лес невозможно, тоже не выглядит очень убедительной. Вспомним исторический аналог - проект переброски части стока северных рек в бассейн Каспийского моря, и части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, который незадолго до распада СССР рассматривался властью как принятый, необходимый и неизбежный. Но безумная социально-экономическая политика руководства страны привела к тому, что деньги кончились, страна распалась, а о проекте забыли. Ситуация с "Химкинской трассой" пока развивается по тому же сценарию: проект кажется власти принятым, необходимым и неизбежным, но безумная социально-экономическая политика руководства страны уже дает себя знать, и деньги быстро кончаются, несмотря даже на дорогую нефть. Будем надеяться, что без распада страны на этот раз обойдется, и мы сразу перейдем к следующей фазе развития проекта - забвению.

Конечно, хотелось бы, чтобы скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург, не проходящая через Химкинский лес, все-таки появилась, но, видимо, не это является главной целью власти на данном этапе. По всей видимости, сейчас главная цель - сломать сопротивление общества и показать, кто в стране главный, а уж что будет с трассой, не важно.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=9672

Вернуться