Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

О ситуации с торфяными пожарами в Европейской России

Ситуация с торфяными пожарами, особенно в наиболее густонаселенных регионах Европейской России, требует особого внимания со стороны общества и власти. Во-первых, торфяные пожары, даже при относительно небольшой площади, обеспечивают очень сильно задымление и гораздо большее, чем лесные пожары, количество вредных для здоровья людей выборосов (угарного газа и микрочастиц сажи). Во-вторых, торфяные пожары, не потушенные своевременно и ставшие крупными, потушить уже практически невозможно - остается лишь предотвращать их дальнейшее распространение и дышать их дымом. В-третьих, значительная часть опасных осушенных торфяников находится на землях, за которые практически никто не отвечает - землях запаса, землях сельхозназначения и т.д. Поэтому очень важно, чтобы возникающие торфяные пожары выявлялись и ликвидировались своевременно, пока площадь отдельных очагов не превышает нескольких квадратных метров, глубина горения - метра, и пока в осушительной сети торфяников есть хоть сколько-то воды для тушения.

С этой точки зрения ситуация с торфяными пожарами в Европейской России становится все более тревожной - очагов тления торфа становится все больше, а реагируют на них органы пожарной охраны и органы лесного хозяйства пока с очень большой задержкой, и в основном весьма неумело. Тушение чаще всего производится путем проливки поверхностного слоя торфа - это подавляет выделение дыма, но очаги тления в глубине торфяной залежи сохраняются и продолжают разрастаться. Такое "тушение" лишь маскирует торфяные пожары, но не сокращает их количество. Справедливости ради надо отметить, что есть и случаи добросовестного и полного тушения, но их пока немного.

На сегодняшний день самым опасным районом в отношении лесных пожаров является Гусь-Хрустальный район Владимирской области. В нем действуют как минимум четыре очага торфяных пожаров - около населенных пунктов Мезиновский, Нармуч, Сулово, а также вблизи расположенного в Московской области поселка Бакшеево. Места расположения всех этих очагов известны пожарной охране Владимирской области, 17 мая даже состоялась специальная встреча сотрудников и добровольцев Гринпис с руководством пожарной охраны этого региона для обсуждения ситуации в Гусь-Хрустальном районе. Но пока в районе сохраняется весьма опасная ситуация, грозящая сильным задымлением окрестным регионам.

Известно также значительное количество действующих очагов торфяных пожаров в Шатурском, Егорьевском, Луховицком, Сергиево-Посадском, Дмитровском районах Московской области; предположительно, есть очаги в Талдомском и Орехово-Зуевском районах, но эта информация пока не проверена. В последние дни МЧС и пожарная охрана начали оперативно реагировать на информацию Гринпис об очагах тления торфа: например, очаги, обнаруженные Гринпис в воскресенье в Егорьевском районе, были уже утром в понедельник найдены работниками пожарной охраны (по представленным им координатам) и, по их информации, потушены. К тушению очагов, найденных Гринпис 17 мая в Дмитровском районе вблизи станции Орудьево, пожарная охрана приступила в тот же день, менее чем через два часа после получения сообщения с координатами очагов - результаты пока неизвестны. Сама пожарная охрана тоже ищет очаги тления торфа и тушит их: например, предполагаемый очаг тления торфа около населенного пункта Селково в Сергиево-Посадском районе был потушен пожарными еще до приезда Гринпис. Но в целом ситуация с торфяными пожарами в Московской области пока далека от спокойной. Самую большую опасность представляют очаги тления торфа на заброшенных торфяных месторождениях вокруг Северной гривы и к югу от Туголесского бора.

По состоянию на 11 мая оставались непотушенными очаги торфяного пожара вблизи поселка Берендеево в Переславском районе Ярославской области, возникшие от пала сухой травы в конце апреля. Поскольку МЧС существование этого пожара отрицало, к тушению очагов тлеющего торфа государственная пожарная охрана в этом месте до 11 мая не приступала (часть очагов была потушена добровольцами и сотрудниками Гринпис и Общества добровольных лесных пожарных). Более новых сведений о ситуации на Берендеевском торфянике (известном также по повести Пришвина как "Кладовая Солнца") пока нет.

Кроме выявленных и известных очагов тления торфа, есть предполагаемые очаги, которые с большой вероятностью сохранились от пожаров прошлого года или возникли вновь от палов сухой травы. Эта информация постепенно проверяется, но, к сожалению, для ее полной и быстрой проверки у общественных организаций не хватает сил. На сегодняшний день с большой вероятностью можно предположить, что есть очаги торфяных пожаров в следующих регионах (кроме вышеперечисленных):

  • Ивановская область (Южский, Пестяковский районы) - прошлогодние пожары, возможно, пережившие весеннее снеготаяние;
  • Рязанская область (Клепиковский район) - прошлогодние пожары, возможно, пережившие весеннее снеготаяние;
  • Кировская область (осушенный торфяник в 12 км к юго-востоку от города Котельнич) - возможно, новый пожар, возникший от пала сухой травы;
  • Нижегородская область (осушенный торфяник в 4 км к западу от города Балахна) - возможно, новый пожар, возникший от пала сухой травы;
  • Смоленская область (осушенный торфяник в 5 км к северо-западу от поселка Батурино) - возможно, новый пожар, возникший от пала сухой травы.

При наихудшем стечении обстоятельств (отсутствии действенных мер по тушению торфяных пожаров в мае-июне, сухом и жарком лете) уже выявленных и предполагаемых торфяных пожаров вполне достаточно для того, чтобы обеспечить такой же уровень задымления густонаселенных регионов Средней полосы Европейской России, как летом 2010 года.

http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/forests/615191/

Вернуться