Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

В Арктике обнаружены следы тропического леса

Ископаемые остатки тропической растительности, образовывавшей прежде густой лес, обнаружены на Шпицбергене — норвежском архипелаге, расположенном недалеко от Северного ледовитого океана. Профессоры Крис Берри (Chris Berry) из Школы океанологии и наук о Земле Кардиффского университета, а также Джон Маршал (John Marshall) из Саутгемптонского университета (Великобритания) определили возраст ископаемых растений в 380 млн лет. Об открытии рассказывает портал Past Horizons.

Дело в том, что современный Шпицберген в то далеко время, когда тектоническая плита не переместилась еще на 80º к северу, находился недалеко от экваториальной зоны.

Ученые считают, что этот лес рос около экватора в эпоху позднего Девона, и его ископаемые останки могут помочь прояснить причины, по которым содержание углекислого газа в атмосфере в тот период сократилось в 15 раз.

Современные биологические теории связывают этот процесс со значительным увеличением массива зеленых растений и сменой миниатюрной флоры на крупные деревья, образующие леса. Известно также, что появление лесов способствовало понижению температуры воздуха на Земле, которая в тот период стала очень похожа на современные ее показатели.

Исследования показали, что древний лес состоял большей частью из плауновидных растений, наподобие тех, которые образовали впоследствии угольные месторождения. Ученые также обнаружили, что леса в то далекое время были чрезвычайно густыми: деревья достигали 4 м в высоту, а расстояние между ними составляло не более 20 см.

Палеоботаник Крис Берри ранее работал со своими американскими коллегами над описанием другого ископаемого леса, обнаруженного в местности Гильбоа, на севере штата Нью-Йорк (США). Тогда ученые установили, что он произрастал на широте в 30º к югу от экватора и составляли его разные виды растений. Это обстоятельство проливает свет на географическое разнообразие растительности в эпоху Девона и на то, как эволюционировала флора на планете.

На сегодняшний день Шпицерген является самым густонаселенным местом на крайнем севере. Его население составляет около 2,5 тыс. человек. Сегодня он играет важную роль «мирового хранилища семян». В этой местности под землей, в естественном «холодильнике», сохраняется большое число семян различных растений. Функция этого своеобразного «банка» — сохранение разнообразия земной флоры для будущих поколений в случае глобального кризиса. «Это удивительно, что один самых ранних лесов мы обнаружили в той местности, которая в настоящее время используется для сохранения разнообразия растений Земли», — сказал профессор Берри.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, почему растения по сравнению с животными лучше переживают глобальные катастрофы, а также о том, стоит ли сегодня беспокоиться о том, что случится через полтора миллиона лет.

Вернуться