Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

Руководство Рослесхоза рекомендует регионам заняться подготовкой к пожароопасному сезону 2012 года

 Издание "Российские лесные вести" опубликовало статью "Огонька не найдется", автор Иван Якубов:

 
"Прошлое лето не повторится никогда?
 
Катастрофических лесных пожаров, которые обрушились на Россию прошлым летом, в этом году удалось избежать. Пожароопасный сезон еще не завершился, однако уже можно утверждать: охрана лесов от пожаров качественно улучшилась, управленческие решения в этой сфере стали более грамотными. Вкупе с достаточными финансовыми ресурсами, направленными в лесную отрасль, принятые Правительством РФ меры дали позитивный результат.
 
Пожалуй, главным событием этого года для лесников стало возрождение государственной лесной охраны. В регионах созданы специализированные учреждения по тушению лесных пожаров, которых финансируются теперь напрямую - без проведения аукционов. Чтобы повысить уровень информированности о ситуации на местах с лесными пожарами, в областях появились пункты диспетчерского управления, которые обеспечивают связь между лесничествами и головным центром в ФГУ "Авиалесоохрана" для принятия оперативных управленческих решений.
 
По поручению центра каждый субъект РФ разработал сводный план тушения лесных пожаров, в котором указаны все имеющиеся у региона силы и средства пожаротушения, их дислокация и возможность применения в чрезвычайных ситуациях. Действует межрегиональный план маневрирования силами и средствами пожаротушения, который уже неоднократно применялся при усложнении лесопожарной обстановки в Якутии, Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской области.
 
Политические решения были подкреплены финансовыми средствами. Расходы на обеспечение пожарной безопасности в этом году увеличены в сравнении с 2010 годом в 4 раза. Из предусмотренных федеральным бюджетом 9,5 млрд рублей: 4,5 млрд рублей направлялись регионам на осуществление противопожарных мероприятий, 5,0 млрд рублей - на приобретение новой лесопожарной техники для оснащения пожарно-химических станций (ПХС третьего типа). В результате на местах появились новые пожарные машины, бульдозеры, тракторы, которых во многих регионах не видели со времен Советского Союза.
 
Чтобы эта техника пришла незамедлительно, правительство РФ утвердило перечень производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых администрации субъектов РФ покупали машины, минуя аукционы. То есть выстроена целая система, которая, с одной стороны, давала регионам деньги на покупку нужной техники для охраны леса, а с другой - позволяла напрямую приобретать ее у заводов.
 
От Читы до Архангельска
 
Несмотря на все превентивные меры, прошедшим летом в ряде случаев пришлось управлять ситуацией в "ручном режиме". В пик лесопожарного сезона куратор отрасли, первый вице-премьер Правительства РФ Виктор Зубков лично проводил селекторы, посвященные ситуации в регионах. На одном из совещаний Виктор Зубков признал, что "чем дальше от столицы, тем уровень ответственности руководителей ряда регионов падает", и напомнил губернаторам слова главы государства о том, что борьбу с пожарами должны вести именно в регионах, а не в Белом доме и Кремле.
 
Первыми в России заполыхали Забайкальский край и Республика Бурятия, где огонь появился в результате непродуманной деятельности человека, а именно: сельхозпалов и непредумышленных поджогов. В этих регионах упустили ситуацию в самом начале, не проведя с населением необходимую разъяснительную работу. Когда Москва обратила внимание на ЧП, пожары охватили уже огромные площади и не прекращались из-за сильных ветров и нулевых осадков. Немедленно в Читу были направлены руководители профильных управлений Рослесхоза для прояснения ситуации и помощи региональным властям.
 
Затем загорелась Якутия. Чрезвычайная ситуация в Республике Саха, где только с 9 по 16 мая огнем было охвачено более сотни тысяч гектаров, потребовала экстренных мер. Виктор Зубков отправил руководителя Рослесхоза в этот дальневосточный регион, чтобы тот на месте оценил работу региональных чиновников и лесопожарных структур. Итог этого разбора полетов известен - руководитель республиканского департамента по лесным отношениям Вячеслав Олесов был уволен. В отставку отправлен и представитель Рослесхоза по Дальневосточному ФО. Во время встречи главы республики Егора Борисова и руководителя Рослесхоза были определены четкие механизмы взаимодействия республиканских властей с федеральным правительством для недопущения подобных ситуаций.
 
Следом за Якутией крупные пожары забушевали на границе Красноярского края и Приангарья. Из-за них было прервано электроснабжение ряда населенных пунктов в Красноярском крае. Руководитель Рослесхоза предложил ввести режим ЧС межрегионального характера, предусмотренный законодательством РФ. С целью недопущения критической ситуации по решению оперативного штаба Рослесхоза было организовано межрегиональное маневрирование авиадесантников с привлечением авиации МЧС России.
 
Проводя экстренное совещание по ситуации в Приангарье и Красноярском крае, Виктор Зубков предупредил губернаторов, что деньги субъекты РФ получают для охраны лесов при условии средней горимости. Если ситуация выходит из-под контроля - регионы должны вкладывать свои деньги на тушение пожаров. Таким образом, правительство стимулировало территории уделять больше внимания профилактике пожаров и их своевременному обнаружению.
 
К середине лета ожидался максимальный, пятый, класс пожарной опасности в ряде областей Северо-Запада и Сибири. В связи с этим первый вице-премьер потребовал от руководителей регионов воздержаться от отпусков. И действительно, через пару дней сильно разгорелось в Архангельской области и Республике Коми. В Поморье в связи с пожарами был введен режим чрезвычайной ситуации, сам Архангельск находился в дыму.
 
Губернатор Архангельской области Илья Михальчук попросил ввести режим межрегиональной ЧС, поскольку регион не мог самостоятельно справиться с бедой. Одной из серьезных проблем стала нехватка топлива для авиации, задействованной в тушении пожаров. За месяц борьбы со стихией регион фактически израсходовал собственные запасы. Замглавы Белого дома согласился с его доводами, однако перед принятием окончательного вердикта решил узнать мнение главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. Тот категорически отказался от услуги федерального центра, однако попросил подкрепления в виде профессиональных лесных парашютистов-десантников, которые смогли быстро потушить пожары.
 
Равнение на столицу
 
Ситуация с крупными лесными пожарами в Архангельской области и Республике Коми - типичная для многих лесных регионов России. Несмотря на принимаемые на федеральном уровне меры, продолжают оставаться большие системные проблемы в организации профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров на местах. К ним, прежде всего, можно отнести несвоевременное введение режима чрезвычайной ситуации при возникновении массовых лесных пожаров и угрозе населенным пунктам и объектам экономики. К примеру, в Республике Саха, Иркутской области, Красноярском крае режимы ЧС были введены с опозданием. Несвоевременное и недостаточное наращивание сил и средств пожаротушения, а также недостаточно высокая оперативность тушения лесных пожаров не позволяли незамедлительно принять управленческие решения по развертыванию группировок сил и средств пожаротушения в условиях сложной лесопожарной ситуации.
 
Виктор Зубков в качестве примера по созданию эффективной системы охраны лесов от пожаров привел Московскую область, где 90% пожаров ликвидируется в день возникновения. "Оказывается, все можно сделать, когда люди и техника - наготове, - отметил первый вице-премьер. - Все быстро ликвидируют в тот же день, едва где-то по вине человека загорится. А во многих регионах в день обнаружения пожара тушат всего 10-15%. Поэтому такие громадные площади огонь охватывает, что надо привлекать профессиональных десантников, самолеты, вертолеты. Это говорит о том, что в регионах не достаточно напряжения сил и средств по борьбе с лесными пожарами".
 
Большое внимание властей как на федеральном, так и на региональном уровне в этом году уделено привлечению к ответственности лиц, виновных в возникновении пожаров. Установка Рослесхоза "по факту каждого крупного пожара должно быть дело" не сразу и не везде была серьезно воспринята регионами. Однако маховик раскрутился. На 1 августа этого года, по сообщению МВД России, по фактам крупных лесных пожаров было заведено 469 уголовных дел. На одном из совещаний первый вице-премьер потребовал от силовых ведомств активнее применять меры уголовной и административной ответственности за нарушение правил поведения в лесах. От губернаторов потребовали, чтобы они взяли на личный контроль вопрос привлечения к ответственности виновников крупных лесных пожаров.
 
Сейчас, когда лето позади, руководство Рослесхоза рекомендует регионам заняться подготовкой к сезону 2012 года с учетом тех поручений и замечаний, которые прозвучали в ходе нынешнего пожароопасного сезона. В ведомстве отмечают, что за этот год наработан опыт антикризисного управления по ликвидации лесных пожаров, который должен быть максимально использован в следующем году.
 
Цифры
 
С начала года по 8 сентября на территории лесного фонда РФ зарегистрировано 18,9 тысячи лесных пожаров, на 42% меньше прошлогодних показателей. Общая площадь, пройденная огнем, составила 1,1 млн га, что на 14% меньше, чем в прошлом году.
 
В Московской области всего за пожароопасный сезон возникло 746 пожаров, что почти в 3,5 раза меньше, чем в прошлый горячий сезон. Огонь прошел по площади всего 479 га - это в 50 раз меньше, чем в прошлом году.
 
От первого лица
 
Илья Михальчук, губернатор Архангельской области:
 
- Летом 2011 года в Архангельской области стояла сухая и жаркая погода. Такого лета - без единого дождя, скорее характерного для Средней Азии, а не для северного края, - в Поморье не было с 1972 года. Облака приносили не долгожданную влагу, а "сухие" грозы, что лишь ухудшало пожароопасную ситуацию в области. Синоптики регистрировали почвенную и атмосферную засуху. Такого явления в области не было десятилетиями. Средний уровень воды в реках был меньше нормы на 50-150 см. Финансирование, подготовка техники и кадров - все это рассчитано было на среднюю горимость лесов. К пеклу-2011 область оказалась не готова.
 
До 2006 года общая численность лесной охраны в Архангельской области составляла 3 тыс. человек. Реорганизация лесной отрасли привела к ее сокращению в 8 раз. В 2011 году численность работников лесхозов - филиалов ОАГУ "Архобллес" составляет 281 человек, ГУ "Авиалесоохрана" - 76 человек.
 
В результате в условиях пятого класса пожарной опасности в лесах пришлось привлекать специалистов из других областей. В рамках межрегионального реагирования было привлечено 1350 человек и 6 воздушных судов, была проведена масштабная мобилизация людей и техники в каждом "горимом" районе. Выделены дополнительные средства на тушение из резервного фонда губернатора, органы внутренних дел возбудили десятки уголовных дел за поджог леса, составлено около тысячи протоколов за нарушение особого противопожарного режима.
 
Для того чтобы ситуация не повторилась, необходимо увеличивать финансирование всех служб, занятых на обнаружении и тушении пожаров. Например, в Архангельской области работает лишь одна метеорологическая станция, которая может зафиксировать грозу. Для такой огромной территории, как Поморье, необходимо семь. Оборудования, которое может зарегистрировать "сухую грозу", в области нет вовсе, а при жаркой погоде, как в это лето, каждая сухая гроза - это гарантированное возгорание.
 
Последние изменения в Лесном кодексе дали возможность создания полноценной лесной охраны. В Архангельской области к следующему пожароопасному сезону планируют создать единое специализированное учреждение по тушению лесных пожаров. В будущем оно может стать региональным центром по выполнению лесопожарных работ в общероссийской системе межрегионального маневрирования с координацией действий Рослесхозом.
 
Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми:
 
- Думаю, основных проблем для всех лесных территорий две. Первая - сложности с тушением труднодоступных лесных территорий. Пример - ситуация этого года, когда горел лес на границе Республики Коми и Архангельской области, в 50 километрах от населенных пунктов, где человека вообще никогда не было. Невероятно трудно работать в таких условиях, поскольку ни людей нормально не доставить, ни технику не загнать, - в итоге пока доберешься до места, огонь может распространиться очень далеко.
 
Вторая проблема, которую я бы даже поставил на первое место, - человеческий фактор. К сожалению, некоторые люди ведут себя беспечно в лесу, как итог - незатушенные костры, сигареты, детское баловство с огнем. Поэтому каждый год после выходных мы имеем всплеск пожаров. Одними увещеваниями вопрос не решить, поэтому применяем административные меры - патрулируем, наказываем. Как показывает статистика, в этом году ситуация начала выправляться.
 
Что касается вопроса оперативного обнаружения пожаров, который еще некоторое время назад приносил нам немало неприятностей, то в этом году мы арендовали несколько легкомоторных самолетов - Як-18, L-200 Morava и Cessna. В итоге легкомоторными самолетами мы полностью закрыли проблему патрулирования, и с обнаружением возгораний проблем не стало.
 
Кроме того, мы закрыли вопрос по обеспечению наших отрядов новыми средствами связи, которые нам просто необходимы по причине огромных расстояний. Было принято решение выделить деньги из резервного регионального фонда и закупить все, что необходимо, с тем чтобы в следующем сезоне к этому вопросу не возвращаться. Как итог у нас появится постоянное сообщение между самолетами, диспетчерским пунктом, лесничеством и теми, кто работает на пожаре. Думаю, что следующим летом результаты этой работы себя покажут.
 
Лев Кузнецов, губернатор Красноярского края:
 
- Минувший пожароопасный сезон оказался для Красноярского края достаточно сложным. В ряде лесных районов приходилось вводить режим чрезвычайной ситуации. Однако во всех случаях очаги природных пожаров удавалось держать под контролем, большинство возгораний укрощалось уже в первые сутки после обнаружения, не допуская распространения до катастрофических размеров.
 
Быть готовым к отпору огненной стихии во многом поспособствовало своевременное создание при Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края лесопожарного центра, укомплектование его техникой и инвентарем, подбор и обучение кадров. Можно отметить неплохую координацию взаимодействия лесопожарного центра с лесничествами края, арендаторами лесных участков, Красноярской базой авиационной охраны лесов, службами МЧС. Нельзя сбрасывать со счетов и поддержку жителей лесных районов, мобилизованных на борьбу с огнем в самые напряженные дни пожароопасного периода.
 
Дмитрий Мезенцев, губернатор Иркутской области:
 
- В этом году сезон лесных пожаров начался в апреле, на месяц раньше, чем в 2010 году. Несмотря на то, что в некоторых районах Приангарья жаркая и сухая погода стояла в течение почти всего июня, нам удавалось держать ситуацию под контролем. От "сухих" гроз пострадали леса в северных территориях области. При правительстве Иркутской области был создан оперативный штаб по контролю за ситуацией с лесными пожарами, в который вошли представители МЧС, ГУВД, прокуратуры и других ведомств. Особое внимание уделялось мониторингу и скорости обнаружения лесных пожаров. Из областного бюджета до 51 млн рублей было увеличено финансирование работ по авиапатрулированию.
 
По договоренности с органами внутренних дел леса патрулировали курсанты ВСИ МВД. Создан региональный лесопожарный центр Иркутской области (РДПЦ), в настоящее время идет создание пожарно-химических станций третьего типа. Достигнута договоренность с Федеральным агентством лесного хозяйства о финансировании создания в Иркутской области в 2012 году еще нескольких ПХС. Также в рамках подписанного соглашения с Рослесхозом в Иркутскую область начала поступать лесопожарная техника: 22 единицы - седельные тягачи, лесопожарные гусеничные трактора, бульдозеры, автоцистерны и пожарные автомобили специального назначения. В проекте бюджета 2012 года расходы на профилактику и борьбу с лесными пожарами будут увеличены.
 
Егор Борисов, президент Республики Саха (Якутия):
 
- Сложившаяся в 2011 году лесопожарная обстановка в Республике Саха (Якутия) еще раз убедила всех в существовании серьезных проблем, связанных с предупреждением и тушением лесных пожаров на огромной территории нашей республики, общая площадь которой составляет более 2,5 млн га.
 
У нас в Якутии крайне мала численность персонала специализированных служб охраны лесов, работников лесничеств. Явно недостаточное техническое оснащение служб не позволяет повысить оперативность тушения лесных пожаров, особенно в условиях повышенной горимости.
 
Например, как известно, одним из главных условий эффективной охраны лесов от пожаров является осуществление авиационного патрулирования в объеме нормативной кратности. Между тем планового объема субвенций республике достаточно на обеспечение кратности в размере лишь 20 процентов от нормативной.
 
В нынешнем, исключительно сложном для Якутии году из бюджета республики было дополнительно выделено 216 млн рублей на тушение лесных пожаров и защиту населенных пунктов. Для стабилизации лесопожарной обстановки осуществлялась усиленная мобилизация населения и техники.
 
Существенная поддержка республике была оказана Федеральным агентством лесного хозяйства. Рослесхоз выделил дополнительную финансовую помощь в сумме 92 млн рублей, обеспечил оперативное направление в Якутию авиационной техники и парашютистов в рамках межрегионального маневрирования.
 
Теперь нам предстоит проанализировать опыт реагирования и тушения лесных пожаров на территории Якутии в 2011 году и совместными усилиями предпринять все необходимые меры для создания по-настоящему эффективной системы охраны лесов от пожаров."
 
 
 
http://www.wood.ru

Вернуться