Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

Пробелы регионального лесного законодательства вызывают риски злоупотреблений со стороны лесозаготовителей

Издание "Российские лесные вести" опубликовало статью "На равных", автор - Михаил Рафаилов, заместитель начальника управления экономики, стратегического планирования и системного анализа в области лесных отношений Рослесхоза:

"Одна из задач, стоящих перед государством в лесном секторе, - формирование равных условий для осуществления лесохозяйственной деятельности как на арендованных лесных участках, так и на не переданных в аренду.

Лесной кодекс возложил на арендаторов лесных участков бремя затрат по ведению лесного хозяйства, которое существенно влияет на себестоимость конечной продукции лесозаготовителей. В то же время хозяйствующие структуры в субъектах Российской Федерации, которые в результате реформы лесного хозяйства были созданы на базе бывших лесхозов, осуществляют в рамках 19 ст. Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные мероприятия с одновременной продажей древесины в рамках государственных контрактов, имея ряд льгот: право приобретения древесины, полученной в результате своей деятельности, по минимальным ставкам платы, а также финансирование выполнения лесохозяйственных мероприятий за счет субвенций.

Казалось бы, вполне логично, что указанные льготы являются мерами стимулирования выполнения работ на участках лесного фонда, не востребованных потенциальными арендаторами. Однако как показывает практика, в отдельных случаях, которые приобретают уже тенденцию массовости, на конкурсах в рамках ст. 19 ЛК РФ отмечается серьезная конкуренция за право заключить контракт на выполнение лесохозяйственных мероприятий. Причем результаты торгов доходят до минусовой отметки, когда победитель готов даже доплачивать за данный государственный контракт. Указанные факты свидетельствуют лишь о том, что выставляемые участки имеют существенную коммерческую привлекательность по составу и качеству древесины, произрастающей на них, и могли бы быть переданы в аренду на общих основаниях.

Таким образом, возникают неравные условия в плоскости рыночных отношений, когда в одном субъекте Российской Федерации существуют арендаторы со всем бременем затрат на ведение лесного хозяйства и арендными платежами, а также бывшие лесхозы, которые создают реальную конкуренцию арендаторам за счет ценовой политики на лесоматериалы. Безусловно, что такая ситуация происходит не во всех субъектах РФ, но в ряде многолесных регионов такие факты имеют место.

В связи с этим задача государства как собственника - обеспечить контроль за данным видом работ. Поскольку по своей сути ст. 19 ЛК РФ - это трансформированная бывшая внебюджетная деятельность лесхозов, вышедшая из-под контроля государства. В данном случае целесообразно пересмотреть условия контрактов в части извлечения дополнительных доходов бывших лесхозов с конечной продукции в виде круглых лесоматериалов. Дополнительные средства должны быть направлены в федеральный бюджет.

Кроме того, вызывает опасения еще ряд моментов, связанных с использованием лесов по договорам купли-продажи для собственных нужд и в исключительных случаях, которые были отданы на откуп субъектам Российской Федерации. По договорам купли-продажи для собственных нужд ставки платы устанавливают субъекты РФ. За 2010 год в субъектовую казну поступило около 900 млн рублей. Объем древесины, отпущенной на указанные нужды, составил около 15 млн куб. м. Таким образом, значительная доля древесины, являющейся федеральной собственностью, отпускается по нормативным актам регионов. Причем, как показал анализ регионального законодательства, при первом приближении, в данной сфере полностью отсутствует единый системный подход и региональная политика. Пробелы регионального лесного законодательства вызывают риски злоупотреблений со стороны лесозаготовителей и их неосновательного обогащения, использующих схему сбора заявлений от граждан на заготовку положенного норматива древесины, допустим для строительства дома, за некоторое вознаграждение. Данная ситуация очень напоминает эпоху ваучеризации, когда за бесценок у населения скупались приватизационные чеки, на которые впоследствии приобретались заводы.

По вопросу исключительных случаев также имеется ряд проблем, которые требуют единого подхода. В связи с чем от федерального центра требуется продвижение жесткой лесной политики, направляющей в русло интересов государства региональное лесное законодательство."

http://www.wood.ru/ru/lonewsid-37995.html

Вернуться