Лес Сервис

Статьи и новости лесной промышленности РФ

Рослесхоз предлагает радикально изменить подход к платежам за заготовку древесины

Лесной форум Гринпис России сообщает о том, что Рослесхоз предлагает радикально изменить подход к платежам за заготовку древесины: значительно повысить минимальные ставки, и половину платы за использование лесов для заготовки древесины в размере минимальных ставок направить в бюджеты субъектов Российской Федерации. Для этого Рослесхоз предлагает внести изменения в Лесной кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, и постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310.

Рослесхоз предлагает поэтапное повышение минимальных ставок платы за заготовку древесины, причем разное для разных субъектов Российской Федерации. В 2012 году минимальные ставки предлагается использовать с повышающими коэффициентами от 1,7 до 4,3. В 2014 году минимальные ставки предлагается использовать с повышающими коэффициентами от 2,6 до 6,5. Самые большие повышающие коэффициенты предлагается ввести для Забайкальского края.

В Бюджетный кодекс РФ предлагается внести изменения, в соответствии с которыми половина платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, а также плата за использование лесов в части, превышающей размер минимальных ставок, будет зачисляться в бюджет субъекта РФ.

Теоретически подход, предлагаемый Рослесхозом, выглядит разумно, комментирует Лесной форум Гринпис России, - лесные ресурсы России действительно сильно недооценены, а доходы, получаемые субъектами РФ, явно недостаточны для того, чтобы создать у них мотивацию к эффективному управлению лесами. Но на практике этот подход столкнется как минимум с двумя главными препятствиями.

Во-первых, в России так и не восстановлена дееспособная государственная лесная охрана (бутафорские изменения, внесенные в Лесной кодекс в прошлом декабре, не в счет - они восстановили охрану лишь "на бумаге", не обеспечив ее необходимыми ресурсами и средствами). Соответственно, леса остаются по-прежнему беспризорными и в реальности не охраняемыми. В таких условиях законопослушные лесопользователи сохраняют какую-то конкурентоспособность лишь до тех пор, пока законный доступ к лесным ресурсам обходится относительно дешево. Резкое увеличение платежей за право законной заготовки древесины неизбежно приведет к резкому росту незаконных рубок. Единственный способ избежать этого - создать эффективную государственную лесную охрану, но того пока наше государство делать не собирается.

Во-вторых, из-за длительной и глубокой разрухи в лесоустройстве и отсутствия качественной информации о лесах государство фактически представляет арендаторам и прочим лесозаготовителем "кота в мешке". Фактически значительной части лесных ресурсов, которые передаются арендаторам по договорам аренды, уже давно не существует - они были или разорены неправильными рубками, или украдены, или сгорели, или, иногда, их и вовсе никогда не было. Арендаторы могут платить за иллюзию лесного изобилия лишь до тех пор, пока ставки платы невысоки, - фактически они покупают "липу", но по дешевке. Если им придется покупать "липу" дорого, большинство из них или разорится, или будет вынуждено переключиться на незаконное лесопользование. Чтобы этого не случилось, необходимо восстанавливать полноценное лесоустройство, но и этого пока наше государство делать не собирается.

С учетом этого, предлагаемые Рослесхозом меры могут привести лишь к нарастанию хаоса, социальной напряженности и объемов незаконного лесопользования. Тем не менее, они, скорее всего, в той или иной степени будут реализованы (государева казна явно пустеет, и от федеральных органов исполнительной власти ждут конкретных предложений по ее наполнению).

В ближайшее время, считает Лесной форум Гринпис России, следует ждать предложений по проведению и других радикальных реформ в области лесного хозяйства и лесопользования.

http://www.wood.ru/ru/lonewsid-37600.html

Вернуться